Ольга Васильева стала новым министром образования

 

Новым министром образования после отставки Дмитрия Ливанова назначена Ольга Васильева, занимавшая ранее должность заместителя начальника управления по общественным проектам Администрации Президента РФ.

Одним из приоритетов на новом посту Ольга Васильева считает заботу о педагогах: «Главная задача – забота об учительстве, поскольку учитель – это главный человек в процессе образования», – заявила она «Интерфаксу». Помогать педагогам в решении сложных проблем должно экспертное сообщество, необходимо заботиться о материальном положении учителей, уверена Васильева. Не менее важно и «переосмысление того, что у нас уже было, у нас есть прекрасный опыт прошедших поколений, включая XIX и ХХ века», – отметила новый министр образования.

В Управлении Президента РФ по общественным проектам ее характеризуют как высококлассного эксперта в вопросах образования и науки, знающего проблемы сферы изнутри.

На вопросы «Экспира» о новом назначении и перспективах взаимодействия академической науки и министерства ответил заместитель президента РАН Владислав Иванов.

– Ольга Васильева работала в системе РАН с 1991 г. по 2002 г.  (Центр Истории религии и Церкви Института российской истории РАН). Знакомы ли вы  с новым министром? Есть ли опыт личного взаимодействия?

– К сожалению, раньше я не был знаком с Ольгой Юрьевной Васильевой. Все, что знаю, это мнения людей, которые с ней работали. Ну и, конечно, информация из Интернета. — Главный вектор интересов Васильевой (по ее же словам) – «забота об учительстве». Каковы в этой связи ожидания РАН от нового назначения?

– Надо помнить, что Ольга Юрьевна будет возглавлять Министерство образования и науки РФ. Судя по отзывам, она является экспертом в области образования. Поэтому вполне естественно, что в первую очередь она будет говорить о том, что лучше знает.

Кроме того, проблема учителей действительно требует особого внимания. И то, что она обозначена как приоритет деятельности, абсолютно правильно. – Насколько новый министр «погружена» в реформу РАН?

– Думаю, прежде всего, наверное, не стоит говорить о «реформе». Реформа по определению – это изменения с сохранением сущности. В нашем случае сущность была принципиально изменена: РАН перестала быть научной структурой.  Так что речь идет о чем-то другом, но не о реформе в принятом смысле этого слова. У нас нет информации, что ольга Юрьевна Васильева принимала участие в этом процессе. Но можно предположить, что она в курсе имеющихся проблем, поскольку они напрямую касаются тех вопросов, которые она курировала, работая в Администрации Президента РФ

– Глава РАН Владимир Фортов положительно оценил назначение нового министра. На чем базируется такая оценка?

– Мне трудно комментировать президента РАН, поэтому я выскажу свою точку зрения.  Если посмотреть биографию, то можно увидеть, что Ольга Юрьевна Васильева работала и в учебных заведениях, и в академическом институте, и в государственных структурах. Это выгодно отличает ее от руководства Минобрнауки России, где до настоящего времени не было ни одного человека с опытом работы в научных организациях, а только выходцы из высшей школы, бизнеса, административных структур. Тот же Ливанов до прихода во власть работал только в вузе. Непонимание специфики научной деятельности и работы научных организаций и привело к сложившейся ситуации в системе управления наукой. В этом плане новый министр имеет огромное преимущество перед своими подчиненными.

Следует также отметить, что и научная, и административная деятельность Васильевой, которую специалисты оценивают очень высоко,  связана с очень тонкой, чувствительной сферой, не допускающей принятия скоропалительных малопродуманных решений. Именно такие руководители сейчас необходимы в системе управления образованием и наукой.

роме, того знающие ее люди высоко оценивают ее профессиональные и личные качества.

– Как могут измениться взаимоотношения РАН с Минобрнауки в этой связи?

– Главная проблема науки сейчас – отсутствие конструктивного диалога между ней и властью. Прежде всего между РАН и МОН. В отсутствие тесного взаимодействия невозможно ни выработать целостной научной политики, ни поставить науке задачи, ни обеспечить науку необходимыми ресурсами.  У нового министра есть все шансы, чтобы исправить эту ситуацию. К этому есть объективные предпосылки.

В сентябре исполняется три года с даты принятия 253-ФЗ «О Российской академии наук…». Три года – это тот срок, который был обозначен для проведения трансформаций академического сектора науки. И вот они закончились. Так получилось, что инициаторы трансформаций, а также те, кто взял на себя ответственность за их результат, потихоньку отошли в сторону и теперь к этому не имеют отношения. Понимания того, что делать дальше, ни в правительственных, ни в министерских кругах нет. Четкой и внятной государственной научно-технической политики, за которую отвечает Минобрнауки, нет. Стратегия научно-технологического развития, разработку которой министерство поручило ЦСР и ВШЭ, также не дает четкого ответа на этот вопрос.

В тоже время в РАН разработаны конкретные предложения по направлениям дальнейших преобразований научной сферы. Они обсуждались на Общем собрании РАН в марте этого года и доложены Президенту России Владимиру Владимировичу Путину Президентом РАН академиком Фортовым. Поэтому сейчас перед Министром образования и науки стоит задача выбора дальнейшего пути развития науки. Очевидно, что эта задача может быть решена только во взаимодействии с РАН.

В РАН рассчитывают на сотрудничество, конструктивный диалог и взаимопонимание. Но очевидно, что эти вопросы не решаются одномоментно. Поэтому впереди нас ждет большая работа.

– Какие риски для РАН возможны в связи с новым назначением?

– Риск только один – ожидания не сбудутся. Но в этом случае РАН ничего не теряет, а страна упустит шанс для возрождения науки. Наша справка Васильева Ольга Юрьевна (1960 года рожд.) – профессор истории, доктор исторических наук. Первое образование – дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. Также окончила исторический факультет Московского педагогического института и факультет «Международные отношения» Дипломатической академии. В 1987–1990 гг училась в аспирантуре Института российской истории РАН.

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны», в 1999 году – докторскую диссертацию на тему «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 годах».

С 1991 по 2002 год работала в Центре Истории религии и Церкви Института российской истории РАН.

С 2002 года заведует кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Член Совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Министерстве образования и науки РФ; член Комиссии по делам религиозных объединений при правительстве РФ.

Автор около 150 научных работ, в том числе семи монографий. Почетный профессор МГГЭУ.

Источник:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.