Поколение Z. Как работать с современными детьми?

Тюменский ГМУ выступил организатором  V городской научно-практической конференции «Аспекты психофизиологического здоровья детей»

В аудиторном корпусе Тюменского государственного медицинского университета состоялась V городская научно-практическая конференция «Аспекты психофизиологического здоровья детей». Участниками конференции стали более сотни человек. Среди них — педагоги, психологи, руководители образовательных учреждений, медицинские работники, ученые. Организаторы конференции: кафедра нормальной физиологии Тюменского государственного медицинского университета и Информационно-методический центр города Тюмени.

- Наша задача – просвещение педагогов, психологов, руководителей и специалистов, работающих с детьми, в вопросах детского здоровья, — пояснил заведующий кафедрой нормальной физиологии Тюменского ГМУ, профессор,  Виктор Васильевич Колпаков.

отметила, что в качестве спикеров на конференцию приглашены исключительно профессионалы.

- Невозможно разделить здоровье на психическое и физическое, когда речь идет  о ребенке, подростке, — считает доцент кафедры нормальной физиологии Тюменского ГМУ, педагог-психолог Наталья Юрьевна Ларькина. – Поэтому на конференции даются рекомендации и консультации врачей для  педагогов.

Как помочь дошкольнику подготовиться к учебному процессу? Как адаптироваться к школе, к новым взаимоотношениям? Эти и другие вопросы обсудили участники встречи.

Свою точку зрения о человеке цифровой эпохи оригинально представила  начальник отдела МАОУ ИМЦ города Тюмени Наталья Евгеньевна Кузнецова.

- Время неумолимо несется вперед и нам надо найти конструктивное, здравое решение, при этом учитывая мнение всех участников образовательных отношений, — отметила в приветственном слове Наталья Кузнецова.  – Проблем много, но мы должны научиться вживаться в эти отношения, быть устойчивыми, адекватными и немного опережающими время, чтобы «идти в ногу» с ним.

О том, как молодое поколение адаптируется к новым условиям, рассказали собравшимся учащиеся тюменских школ из -10 классов. В числе приглашенных – победители олимпиад и форума «Шаг в будущее»,  за свою успехи награжденные  поездкой в Казань. Во время путешествия ребята не только отдыхали, но и занимались серьезным делом. В частности, руководителем многопрофильной школы Татьяной Перегонцевой и педагогом-психологом Натальей Ларькиной им была поставлена задача самостоятельно создать профориентационный сайт. С этим учащиеся  успешно справились и доказали, что они успевают за развитием технологий,  не стоят на месте, идут вперед  и добиваются результатов.

Экспертную площадку конференции открыла доцент кафедры нормальной физиологии Тюменского ГМУ Евгения Александровна Томилова. Она напомнила, что современным требованием к образовательным программам является учет психофизиологических особенностей обучающихся, и в доказательство привела теорию поколений Нейла Хоува  и Вильяма Штрауса. Следуя этой теории, сегодняшние школьники относятся к поколению Z. Они предпочитают текстовые сообщения разговору, гиперактивны, склонны к десоциализации и подвержены депрессиям. По данным ВОЗ в ближайшие десятилетия депрессивные состояния могут занять второе место в мире (на первом – заболевания сердечно-сосудистой системы). Чтобы избежать этого, Евгения Томилова сделала акцент на развитии психомоторики и учете привычной двигательной активности у младших школьников, а также представила «шпаргалку» для педагогов «Как работать с современными детьми?»

Медицинскую тему продолжила врач офтальмо-онколог Светлана Кадочникова, которая обратила внимание, что возраст болезней помолодел, в том числе участились онкозаболевания. Для юношеского и молодого возраста системными злокачественными заболеваниями являются рак кости и почек. Главное – вовремя выявить патологию.

Психолог, доцент Институт психологии и педагогики Тюменского государственного университета Евгений Кукуев свое выступление посвятил людям с инвалидностью в условиях цифровизации. По его мнению, развитие технологий способствует созданию комфортной и доступной среды для инвалидов, а значимость человека, его духовности будет возрастать, несмотря на цифровую эпоху.

- Не надо ее бояться, цифровую эпоху мы сами формируем через наших учеников, — заключил он.

О том, как создать дух на территории школы и  комфортную психологическую среду для людей разных социальных положений рассказала директор школы № 41 Ольга Живодерова. Главное при проектировании – продуктивное взаимодействие всех сторон: детей, родителей, педагогов, шефов и просто заинтересованных людей. Тогда любое событие будет ярким, с положительной коннотацией и запоминающимся.

О влиянии «информационного взрыва» на интеллект ребенка говорил Владимир Кутрунов, доктор-физико-математических наук Тюменского государственного университета. Чтобы справиться с клиповым мышлением, цифровой амнезией, функциональной неграмотностью и информационной зависимостью, ученый предлагает научить детей структурировать свою мысль и показал это на примере составления интеллект-карт в программе «Free Mind».

- Посетила все конференции, с каждой уношу определенный багаж знаний, — рассказала педагог-психолог детского сада № 50 Ольга Порохина. — Очень нравится педиатрия. Это в жизни пригождается, у меня маленький ребенок, и в саду при работе с детьми дополнительное понимание есть. В выступлении Кутрунова очень заинтересовало то, что он говорил про структурированность, в моей работе это важно. Из практической части понравился опыт директора школы № 41 по организации деятельности в детском саду.

В завершении научно-практической конференции участники определили значимость всех докладов и выразили благодарность организаторам за нужную и актуальную информацию.